top


Кондыбаев Е.С. Совершенствование национальной инновационной системы Казахстана

Кондыбаев Ерлан Сергазиевич

Совершенствование национальной инновационной системы Казахстана.

Часть 1.

Предисловие.

          Экспертная оценка, критика и рекомендации по проблемам инновационного развития являются позитивным явлением современного общества. Так и для Казахстана существует необходимость и актуализация трансферта знаний об эффективных методах развития инновационных процессов от экспертов к специалистам на различных уровнях инновационной сферы. Позиция экспертов зависит от выбора точки зрения. Так существует множество точек зрения: институтов инновационного развития, инновационных организаций, производств, владельцев интеллектуальной собственности и прочих субъектов инновационной деятельности. Данная статья ставит целью поделиться видением на подобные методы с точки зрения государства. Выбор такой точки зрения объясняется интересным явлением, когда государство, играющее лидирующую роль в социально-экономическом развитии страны, также играет лидирующую роль и в инновационном развитии. От этой роли зависит общий результат – благосостояние нации не за счет продажи природных ресурсов, а за счет инновационных систем малого и среднего бизнеса Казахстана, способных легко конкурировать на мировом рынке. Автор надеется, что методы, описываемые в статье, привнесут дополнительное рациональное зерно в стратегию инновационной политики государственных органов и национальных институтов развития.
           Базовые понятия и вопросы инновационной сферы.
          Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, услуги либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.
          Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или детально описанная и рассчитанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, хотя и представляет собой результат творческого труда и представляет собой интеллектуальную собственность, не является инновацией. Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются одновременно: новизна, практическая применимость и реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей. Таким образом, сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана и формализована, - это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или технологиях. Только реализованные в новой продукции, услуге или применяемых технологиях новые идеи можно называть инновациями. В условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации, как практическая применимость новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости.

          Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения инноваций (нововведений).

          Из этого следует, что понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», так как собственно инновация (нововведение) является одним их компонентов инновационного процесса. Здесь очень важно подчеркнуть то, что результат научных и изыскательских решений – новое знание, новация – дает начало инновационному процессу. Таким образом, инновация выступает как интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами. Таким образом, инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге и технологии и дальнейшее распространение нововведения. Почему новое знание порой подолгу не используется на практике?

          Временной лаг – значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса: новациями (идеями) и инновациями (нововведениями), что тормозит инновационный процесс в целом.

          Можно привести массу примеров из мировой (и советской) практики, когда научные результаты, обладавшие огромным потенциалом практического применения, годами и десятилетиями «пылились на полках», дожидаясь внедрения. Но также, в истории инновационной деятельности есть примеры научных открытий и рациональных идей, которые немедленно находили отклик и использовались практически, т.е. временной разрыв между двумя компонентами инновационного процесса был минимальный.

          Почему новым идеям, как правило, требуется так много времени, чтобы воплотиться в конкретных продуктах, услугах и технологиях, достичь потребителя и занять положение на рынке? Почему такой важный ресурс инновационных процессов, как время, используется часто неэффективно? Какие факторы влияют на временной лаг? Почему разработка и осуществление инноваций, интенсификация инновационных процессов являются неотъемлемой чертой рыночной экономики? Что заставляет организации вкладывать все больше средства в инновации? Что является движущими силами научно-технического прогресса, инновационных процессов в условиях рынка? Что заставляет и стимулирует хозяйствующие субъекты различного уровня разрабатывать и реализовывать инновации? На эти и многие другие вопросы должны иметь ответ управленческие кадры инновационной сферы. Первым «движителем» инновационных процессов в условиях рынка является получение такого конкурентного преимущества, от которого бизнес получает рост прибыли. Такое знание «проникает в головы» все большего количества управленцев в самых разнообразных организациях (коммерческих и некоммерческих, частных и государственных), это люди, которые осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения успеха. Так, одной из наиболее инновационных организаций в мире является японская компания Sony. Один из руководителей компании Акио Морита так писал в своей книге «Сделано в Японии»:

          «Мы дали старт многим продуктам, которых никогда прежде не видел рынок… Мы обычно разрабатываем новый продукт и выходим с ним на рынок, пока гиганты отрасли выжидают, чтобы посмотреть, будет ли он успешным. Только затем в случае успеха они наводняют рынок этим продуктом. Именно таким образом обстояло дело в течении многих лет. Мы всегда должны были быть впереди.»

          Таким образом, стратегия пионера отрасли позволяет на определенное время обойти конкурентов путем успешной реализации инновационных процессов. Здесь необходимо отметить, что новые знания, научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сами по себе не создают успешной экономики. Ключом к конкурентоспособности и росту благосостояния является успешное использование НИОКР, т.е. инновации. В настоящее время, когда экономическая гонка за достижение конкурентного преимущества и непрерывного роста прибыли набирает обороты, необходимым условием успеха все в большей степени становится активизация инновационных процессов. Сегодня пред многими организациями, понимают они этого или нет, стоит вопрос: инновации или ликвидация? Второй существенной движущей силой инновационных процессов во многих странах является государственное регулирование. Государственная инновационная политика, законодательство и потоки бюджетных средств могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий для достижения устойчивого развития, включая цели социального, экономического и экологического развития. Государство должно четко определиться с моделью своего взаимодействия и воздействия на бизнес, так чтобы стимулировать инновационную деятельность в масштабах всей страны. Таким моделям посвящена основная часть данной статьи. Продолжая анализ базовых понятий инновационной сферы, попытаемся понять сущность инновационного менеджмента:

          Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами.

         Инновационная деятельность – это деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов.

         Иными словами инновационный менеджмент это эффективное управление инновационной деятельностью, которая включает в себя:

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • Технологические работы, подготовка производства, проведение промышленных испытаний и сертификация;
  • Приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
  • Инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
  • Стандартизация и подтверждение качества инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
  • Маркетинг и организация каналов сбыта инновационной продукции на рынок;
  • Подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;
  • И др.
           Будет вполне логичным определить инновационную деятельность как функцию инновационной сферы. Тогда структура инновационной сферы должна быть определена следующими категориями:
  • Отрасль инновации;
  • Подотрасль или направление инновации;
  • Структура инновационного проекта, его компоненты;
  • Инновационная инфраструктура, как система, направленная на содействие и поддержку инновационной деятельности;
          Отрасль, подотрасль и направление инновации задает некую форму, в которой инновационная деятельность имеет определенное очертание своих границ. Так можно оценить насколько инновация полно «заполняет» возможные приоритеты потребителей.
          Компоненты структуры инновационного проекта, можно рассматривать как ресурсы, используемые в проекте, и модель взаимодействия с потребителями. А инновационная инфраструктура – это сложная система, которая может или не может создавать условия для реализации тех или иных инновационных проектов. Кем осуществляется инновационная деятельность? Ответ прост - это субъекты инновационной деятельности.
         Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые организуют, ведут, поддерживают, стимулируют и развивают инновационную деятельность.
          Завершим наши базовые понятия инновационной сферы характеристикой ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности. Это обычно здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на ноу-хау, торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности составляет потенциал инновационного проекта. Автор не дает определение инновационного проекта, так как это очень широкое понятие, требующее глубокого осмысления, поскольку это не только ресурсы, но и мероприятия, предполагающие осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса (к ним могут относиться и проекты по поддержке инновационной деятельности, как разновидность инновационных проектов).
          Таким образом, инновационный проект предстает как базовый элемент в структуре инновационной деятельности, а инновационная инфраструктура – как ее подсистема. Продолжение следует…
 
Баннер
Баннер

Наша RSS-лента


bottom
top

bottom

Работает на Joomla!. Designed by: Free Joomla Themes, hosting. Valid XHTML and CSS.