top


Шарипов Б.Ж. Актуальные вопросы образовательной деятельности для сферы ИКТ
«Построим будущее вместе»
В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» определено, что к 2020 году мы должны обеспечить долю квалифицированных специалистов до 40 процентов. Президент отметил, что для этого нам необходимо продолжить модернизацию образования. Для своевременного решения поставленных задач необходимо обеспечить совершенствование учебного процесса на всех этапах образовательной деятельности. По проблеме образовательной деятельности для сферы ИКТ и ее совершенствования мы обратились к академику МАИН Шарипову Б.Ж., консультанту Казахской Академии Инфокоммуникации.
1. Уважаемый Бахыт Жапарович, какие, на ваш взгляд, первостепенные задачи стоят в образовательной деятельности для сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и какие задачи необходимо будет нам решать при разработке новых типовых программ образования?
В условиях высокой динамики развития общественных отношений ИКТ-образование должно ориентироваться на ИКТ-индустрию, однако, наша модель преподавания пока еще мало изменилась. Сопоставление классификатора специальностей, учебных планов и программ обучения, по которым в Казахстане осуществляется подготовка ИКТ-кадров, с аналогичными документами европейских стран, США, Индии и Китая показывает, что они не соответствуют мировым.  
В рамках существующих образовательных программ вузов и колледжей студенты получают большое количество информации, которая, вряд ли, им когда-либо пригодятся. Но, к сожалению, недополучают большое количество действительно необходимых им знаний и навыков: новейшие технологии при создании ПО, управление проектами, управление рисками, управление требованиями, управление конфигурациями при разработке ПО, вопросы качества ПО, человеко-машинного взаимодействия, руководства командами разработки ПО и т.п.
Сегодня ИКТ-предприятия вынуждены переучивать выпускников казахстанских вузов и колледжей, принятых на работу, расходуя на это как финансовые, так и временные ресурсы, что ведет к повышению себестоимости отечественных товаров и услуг ИКТ-индустрии, а, следовательно, – к снижению его конкурентоспособности.
2. Какие направления новых информационных технологий в образовательной деятельности Вы считаете актуальными?
Информационные и коммуникационные технологии, по признанию специалистов, являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI веке станут решающими, критическими. 
Под критическими понимаются такие технологии, которые носят общий, межотраслевой характер, являются основой для развития многих новых технологических областей или направлений исследований, разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем развития и прогресса.
Критические образовательные технологии находятся в основе реализации идеологии дистанционного образования, создания распределенных образовательных сетей, распределенных баз образовательных технологий.
В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:
– реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии её функционирования;
– системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
– построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
3. В рамках каких государственных программ будут решаться вопросы совершенствования образовательной деятельности, которые поручил Президент страны в своем Послании. Какая существует взаимосвязь между образованием и экономическим ростом страны?
Обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения. Исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.
Поэтому в Послании предложено новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать основной платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
4. Какие основные проблемы и задачи, вы выделили бы, для ИКТ-образования в Казахстане?
1. Сегодня ИКТ-специалисты, выпускаемые колледжами, не выдерживают конкуренцию и не соответствуют требованиям работодателей, что создает увеличение дефицита ИТ-специалистов на рынке Казахстана почти до 50% .
2. Нехватка специалистов среднего технического звена еще объясняется и перекосом политики подготовки таких специалистов. Многие ВУЗы, имея при себе колледжи, сделали из них своеобразный резерв для поступления в ВУЗ. К примеру, из практики работы наших казахстанских колледжей, из 100% поступивших к концу учебы в колледже отсеивается около 30%. Из оставшихся 2-3% уходят служить в вооруженных силах, 60-70% поступает в ВУЗ. На производство уходит не более 27-28% выпускников!
3. Многие гуманитарные, экономические колледжи (например, Актюбинский гуманитарный колледж, Алматинский экономический колледж и т.д.) берут на себя не свойственные их направлению специальности, например: информационные системы, программирование, которые в основном носят техническую направленность. Это приводит к тому, что ИКТ-дисциплины преподаются как сопутствующие курсы для многих специальностей, что в целом негативно сказывается на качестве подготовки студентов ИКТ- специальностей к профессиональной деятельности, снижают уровень подготовки и как следствие негативно влияют на всю экономику в целом.
4. Несоответствие специальностей из государственного классификатора Республики Казахстан реальным профессиям, существующим в мировой индустрии информационных технологий, вызывает неупорядоченность системы подготовки кадров в области информационных технологий.
5. Отсутствие эффективного взаимодействия профессионального образования с ИКТ-индустрией, сказывается на должной организации производственных практик и трудоустройства молодых специалистов.
6. Слабая материальная база колледжей, слабый педагогический состав, закостенелость методик преподавания, недостаточное использование ИКТ в учебном процессе - все в совокупности тоже влияет на качество подготовки молодого специалиста.
7. Не соответствие количества и разнообразия специальностей, выделения грантов на ИКТ-обучение.
8. Отсутствует связь между подготовкой кадров и рынком потребления кадров. Крупные предприятия живут своей жизнью, и они не заинтересованы в заказе для системы образования специалистов определенной квалификации. Заказ происходит точечно, систематической работы нет. В стране не учитывается потребность мелких и средних предприятий.
9. Не разработана Концепция опережающего обучения. Термин есть, а что конкретно за ним стоит не определено и как эту проблему решать пока не ясно. Существуют две различные трактовки – обучение сотрудников, когда становится известно о массовых увольнениях, и подготовка кадров по прогнозной потребности в специалистах. Оба подхода требуют очень тесного взаимодействия предприятий и системы образования.
С учетом необходимости опережающего развития ИКТ в республике остро встает проблема создания новой системы подготовки кадров, соответствующей современным международным стандартам, в том числе, и профессиональным стандартам.
5. Какова должна быть организация учебного процесса в ИКТ-колледжах нового типа?
1. Помимо диплома по избранной специальности, студент колледжа должен иметь возможность получить дополнительные сертификаты, например, в области бухгалтерии, бизнеса, английского языка (например, прохождение языкового теста TOEFL)  и т.д. (практика колледжей США).
2. ИКТ-колледжи нового типа должны заключить договора с ВУЗами (как отечественными, так и зарубежными) и работать над трансфертными программами (практика колледжей США).
3. Наличие возможности для студентов пройти программу первых 2 годов бакалавриата с возможностью завершения образования (получения степени бакалавр) в ВУЗе ( в основном в том, с которым заключен договор).
4. ИКТ-колледжи нового типа должны предлагать краткосрочные программы повышения квалификации, краткосрочные семинары, тренинги для специалистов производства.
5. Учитывая тенденции развития промышленного комплекса Казахстана нужно принять во внимание, что со временем будущему выпускнику колледжа будет сложно устроиться на работу, имея лишь знания по специальности «техник-программист». Компании будут стремиться принимать на работу, например, техников-программистов, которые разбираются, в специфике обрабатывающей, горной, машиностроительной или других отраслях и понимают ее уникальные требования. Это потребует пересмотра профессиональных стандартов и дополнение их в соответствии с требованиями производства.
6. В виду того, что знания в ИКТ отрасли устаревают очень быстро, установить приоритет среди преподавателей не по степеням и званиям, а по преподаванию востребованных знаний и рейтингу мнений отечественных софтверных компаний.
7. Наиболее слабым звеном в организации учебного процесса в колледжах на сегодняшний день является преподаватель. В первую очередь нужно готовить его, организовывать курсы повышения квалификации с обучением и не реже 3 лет, привлекать их к выполнению научно-исследовательских работ, широко практиковать привлечение в педагогическую деятельность ведущих специалистов предприятий.
6. Какие особенности организации процесса обучения в ИКТ-колледжах нового типа вы выделили бы?
Пересмотру подлежит и методика обучения в ИКТ-колледжах нового типа. Значение ИКТ в обучении трудно переоценить, т.к. учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется обучаемый. Действия над объектами требуют общения, что имеет первостепенное значение для учения. В работах американского философа и педагога Джона Дьюи это направление получило название инструментализма, т.е. «учение через действие» в контексте человеческой культуры. Важнейшей составляющей учебы для Дьюи виделась деятельность, которая бы была направлена на достижение реального, конкретного результата через использование соответствующих материалов, средств и технологий.
С целью усиления практической направленности, колледжи должны стремиться к открытию своих отделений (кафедр) на больших ИКТ производствах и многие практические занятия проводить на них. Тесное сотрудничество бизнеса и образования должно быть систематическим и обязательным для колледжей.
Самый больной вопрос, требующий неотлагательных мер, это приведение содержательной части наших образовательных стандартов в соответствие с международными рекомендациями СС2001/2005 (в части минимально необходимого объема знаний). Следует более четко позиционировать назначение образовательных стандартов для этих направлений и гармонизировать их между собой. Необходимо погружение соответствующих образовательных процессов в среду e-leaning, включая создание образовательного электронного контента, это особенно важно, чтобы будущий ИКТ специалист рождался в своей профессиональной сетевой среде.
Учитывая, что ИКТ отрасль является основным потребителем продукции колледжей, то именно бизнес должен стать главным и заказчиком, и архитектором создаваемой системы ИКТ образования, во многом определяя ее состав, структуру, критерии оценки качества функционирования. Создание системы ИКТ образования - это совместный проект бизнеса и образования. В тоже время не должно быть чрезмерного давления бизнеса на образование, т.к. эгоистическая позиция бизнеса может привести к тому, что образование будет затачиваться под тренинг по актуальным на сегодняшний день для рынка труда компетенциям. Ясно, что такое образование приносит лишь сиюминутную выгоду, но не предоставляет выпускникам учебных заведений базы для продолжения учебы в течение всей жизни.
7. Какие особенности современной парадигмы образования?
Возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Если вы посмотрите Послание, то вы увидите, что Президент перед нами поставил задачу обеспечить возможность для наших граждан получать образование в течении всей жизни. Президент сказал: «Личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». Это масштабная задача. Новые формы образования характеризуются интерактивностью и сотрудничеством в процессе обучения.  
Должны быть, помимо использования новых образовательных технологий, разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ и т.д.
В Докладе ЮНЕСКО об основных направлениях деятельности в области образования и информатики после Первого Международного конгресса "Информатика и образование" указано, что важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом.
Одной из характерных черт современной образовательной среды является возможность обучающихся и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам (в том числе электронным), используя мультимедийные комплексы общаться в любое время и в любой точке пространства. Это позволит перейти к гибкому режиму обучения, модульным программам, а это в свою очередь позволит накапливать зачетные единицы, свободно переводиться из одного вуза в другой с учетом предыдущего опыта, знаний и навыков.
 По-прежнему важной для студентов останется возможность личного развития и профессионального роста; программы получения степени и краткосрочные курсы, возможно, будут пользоваться одинаковым спросом; резко возрастет потребность в программах профессионального обучения.
8. В многих странах развиты системы добровольной сертификации специалистов, которые востребованы работодателями, что в этом вопросе можно предложить для Казахстана?
Очевидно, нам надо пойти тем же путем, что и зарубежные страны. Необходимо создание Казахстанской Ассоциации инженерного образования, которая не на словах, а на деле будет заниматься общественно-профессиональной аккредитацией инженерных направлений (в особенности ИКТ). Выпускники, прошедшие соответствующую квалификацию, могут также стремиться к конкуренции на международном рынке труда.
Казахстанская Ассоциация инженерного образования должна получить международное признание профессиональных инженеров в рамках деятельности таких организаций, как APEC Engineer Register – регистр инженеров Азиатского тихоокеанского экономического сотрудничества, а также в таких ассоциациях как FEANI – Европейский регистр и Engineers Mobility Forum – это самая высшая ступень. Чтобы попасть в Engineers Mobility Forums, Казахстан должна получить членство в Washington Accord.
Для чего это нужно. Во-первых, это заставит нас соответствовать международному уровню требований к подготовке инженеров, во-вторых, в странах-подписантах Washington Accord лучше, чем где-либо сформулированы требования к выпускникам бакалаврских программ. В Европе же лучше сформулированы требования к магистрским программам. Это позволит нам ориентироваться на лучшие международные стандарты.
9. Какие вопросы при прогнозировании потребностей рынка труда в квалифицированных ИКТ-кадрах и ИКТ-специалистах надо учитывать?
Для того чтобы государство и общество могли оказывать эффективное управленческое воздействие на формирование трудового потенциала, необходимо целенаправленное воздействие на процессы профессионального обучения. Основой для принятия управленческих решений, касающихся определения необходимых объемов и структуры подготовки кадров, является определение потребностей рынка труда. 
Однако, при этом мы часто упускаем из вида другой аспект прогнозирования, имеющий более фундаментальные основания: прогноз изменений содержания профессиональных квалификаций в соответствии с перспективами развития современных технологий. Такой прогноз имеет вполне объективные основы для всех развитых и развивающихся рынков, носит глобальный характер и может быть реально верифицирован на базе не только казахстанских, но и зарубежных исследований. На основе такого прогноза можно моделировать и жизненный цикл отдельных профессий и специальностей. А это и есть прогноз развития Национальной системы квалификации.
10. Новые требования, предъявляемые к современному педагогу?
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Система образования должна оперативно менять свои подходы по подготовке молодых людей к жизни в современном обществе, с учетом требований времени.
Поскольку ученик и учитель неразрывно связаны друг с другом, то, осуществляя подготовку будущего выпускника школы, должен соответственно меняться и учитель. Этот процесс должен происходить непрерывно, через всю его жизнь, где бы он ни работал в городе или в сельской местности.
Новые требования к педагогу выдвигаются не только в связи с переходом к информационному обществу, но и в соответствии с запросами общества, определяющими новый взгляд на педагога как на личность свободную, социально ответственную и демократическую.
В сложившейся ситуации на первый план выступает задача изучения и нового осмысления профессиональной деятельности учителя, его активное участие в реализации основополагающих принципов современного образования демократизации школы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личности, дифференциации с учетом типичных индивидуальных различий учащихся.
Основными составляющими современного образования являются: обучение, воспитание и просвещение. Учитель в своей профессиональной деятельности выступает гарантом осуществления неразрывности этих процессов, гармонического их сочетания, и призван обеспечить эффективность образовательного процесса.
Анализируя проблемы и перспективы развития общего образования, отраженных в работах казахстанских, российских и ряда зарубежных ученых, можно обратить внимание на необходимость перехода от обучения предметно-ориентированного к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления и общеучебных умений.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в системе образования обострилось традиционное противоречие: с одной стороны, гигантское нарастание информации, а с другой - известный консерватизм в динамике содержания, методов и организационных форм обучения. Этим объясняется наличие проблемы соответствия образования той социальной ситуации, в которой развертывается деятельность выпускников образовательных учебных заведений. Один из путей ее решения мы видим в использовании информационноемких компьютерных технологий, обучении учителя рациональным способам работы с информацией. Последнее требует включения в непрерывное педагогическое образование представлений о новых возможностях информационной техники в плане освобождения ученика, в том числе, и педагога, от утомительных рутинных процессов, связанных с переработкой информации для творческой деятельности.
Владение компьютерными технологиями должно быть для учителя, как и для представителя любой другой профессии, элементом его профессиональной культуры. Однако, до сих пор компьютерное образование в педагогических вузах затрагивает пока лишь чисто операционную часть информационной культуры: будущий учитель приобретает лишь наиболее общие представления о возможностях компьютера и некоторые предметно - функциональные понятия и навыки. Образовательные возможности компьютера еще недостаточно представлены в структуре педагогического мировоззрения. У большинства учителей отсутствует установка на создание информационно насыщенной личностно-образовательной развивающей среды, в которой компьютеру отводится роль помощника в передаче знаний.
Учитель должен научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики преподавания своего предмета. Как отмечают современные исследования, и показывает образовательная практика для информатизации образования недостаточно приобрести в школу компьютеры, объединить их в сеть и подключить к Интернету. Компьютер — это только инструмент для работы с информацией, поэтому, говоря об информатизации образования, прежде всего надо говорить о создании в школе информационной образовательной среды (ИОС). Важнейшим качеством ИОС является ее целостность и взаимосвязь всех компонентов между собой, которая и обеспечивает системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс, позволяет воспринимать ИОС школы не только как единое информационное пространство, но и как эффективную образовательную систему, предоставляющую учителям-предметникам новые возможности для реализации целей обучения.
 
Спасибо за беседу!
 
Баннер
Баннер

Наша RSS-лента


bottom
top

bottom

Работает на Joomla!. Designed by: Free Joomla Themes, hosting. Valid XHTML and CSS.